О некоторых подходах к преподаванию материала по итогам Второй Мировой и Великой Отечественной Войн на уроках истории в средней школе.

Изменение политического режима и социально-экономической структуры общества не могло не сказаться на оценках результатов Второй Мировой и Великой Отечественной войн. В течение последних 10 лет средства массовой информации сделали немало для дегероизации событий прошедшей войны. Крайне неоднозначно подаются и результаты победы СССР, как для народов ее населяющих, так и для стран и народов Европы. Можно прямо констатировать, что предлагаемые учебниками подходы даже в случае их автоматического усвоения не могут содействовать воспитанию гражданина и патриота нашей страны. Часть трактовок носит либо антироссийский характер, либо отпугивает своим казенно-патриотическим подходом и высокопарным пустословием.
В сложившейся ситуации наиболее целесообразной кажется подача материала следующими блоками:
-результаты Второй Мировой и Великой Отечественной войн для СССР;
-результаты Второй Мировой и Великой Отечественной войн для стран Восточной Европы (независимо от их позиции в ходе войны);
-результаты Второй Мировой и Великой Отечественной войн для стран Европы входящих в ось Рим — Берлин-Токио.
Первым блоком являются результаты Второй Мировой и Великой Отечественной войн для СССР. Их можно подразделить на 5 основных пунктов, давая под запись основной тезис и прилагая к нему дополнительные материалы для рассуждения (возможно учащиеся кратко законспектируют и эти материалы).2
Пункт 1. СССР сохранил  государственную независимость и территориальную целостность. Далее могут идти рассуждения следующего характера: СССР расширила свои границы до исторических границ Российской Империи в период ее наибольшего могущества;
Пункт 2. В результате победы страны так называемой «Малой Антанты» превратились в военно-политических союзников нашей страны. Далее могут идти рассуждения следующего характера: если раньше Польша, Румыния, Венгрия и другие страны являлись буферными по отношению к Советской России, то теперь стали таковыми по отношению к геополитическим противникам СССР. Создание подобного буфера позволило нашей стране отодвинуть границу от точек военного соприкосновения со странами НАТО.
Пункт 3. В рамках военно-политического блока произошла интеграция экономики СССР и стран Восточной Европы. Данная интеграция некоторым образом сгладила перекос экономики СССР в сторону ВПК.  Далее могут идти рассуждения следующего характера: из стран Восточной Европы в нашу страну ввозилась качественная продукция легкой промышленности, отдельные продукты питания, а так же некоторые образцы техники. Детям можно рассказать о комфортабельных венгерских «Икарусах», об овощных и плодовых консервах из Болгарии, одежде из ГДР, ПНР, Румынии. Сравнения можно провести с дешевым китайским ширпотребом и канцерогенными продуктами, ввозимыми в Россию сегодня.
Пункт 4. СССР получил рынок сбыта для вооружения, сырья, энергоносителей по устойчивым ценам минуя какие-либо международные организации (типа ОПЕК), или договора (вроде договора РФ-США в рамках «комиссии Гор-Черномырдин»). Далее детям нужно рассказать о том, какие убытки понесло наше государство в связи с  отказом от торговли оружием, обратить их внимание на безработицу в промышленных районах города. Следует так же сказать, что сегодня наша страна вынуждена сокращать добычу нефти и газа или продавать их по диктуемым ценам.3
В беседе с учащимися можно отметить, что только последний пункт носит ярко выраженную идеологическую окраску.
Пункт 5. Руководство СССР имело возможность показать населению страны, что народы Восточной Европы избрали идентичную модель социально-экономического и политического развития. Результаты потерь указанных в четырех первых пунктах позиций легко иллюстрируются нынешним внешнеполитическим положением Российской Федерации, а так же положением отраслей ВПК, состоянием самых различных сфер жизни рядовых россиян. Все это показывает что результаты Второй Мировой и Великой Отечественной Войн были использованы руководством СССР для  пользы населения страны, а не для выполнения каких либо идеологических установок. Учитель должен подчеркнуть, что внешнеполитическая деятельность одна из самых консервативных направлений деятельности государства,  и от смены политического режима или правительства зависеть не должна и не зависела  после окончания войны.
Запись опубликована в рубрике Новейшая история Сибири. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *