Новиков С. В.
«Сибирская Венеция». О трудовых буднях, жизни и быте речников из слободки Затон в 30 – 70-е. гг. XX века
«Повидаться лишний раз было некогда.
Я теперь спешить горазд – только некуда»
А. Дементьев
Ремонтно-отстойный пункт Черлакского затона, играл роль базового в перевозке грузов между Черлакской и другими мелкими пристанями: Татарской, Бердниковской, Солянской и Покровско-Иртышской. Пароходы прорезали прибрежную тишь громкими гудками да «перехлопыванием колёс». Пункт был невелик и размещался в деревянных помещениях, не имел механизации и все работы выполнялись вручную. Корпуса металлических судов были клепанными, а баржи и паузки в 30-е г были деревянными. На предприятии проводились работы по ручной клёпке, а также плотницкие работы по замене подгнивших брусьев корпусов. Незначительный ремонт подводных частей судна производили в основном зимой в выморозках. Суда, требующие капитального ремонта, обсушивали и поднимали на клети.
В начале 30-х гг. возникла необходимость технической реконструкции предприятия, к тому же акватория «Старого (Черлакского) затона» стала мала для возросшего количества пароходов и барж.
Это стало причиной переноса в 1932 г. Черлакского ремонтно-отстойного пункта с правого берега реки на левый в старое русло р. Иртыш называемое населением «Дробышевской протокой». На новом месте началось строительство производственной базы, тогда же заложили жильё для рабочих. Так, 1932 г. стал годом основания слободки речников – Затона.