Гайда Радола в борьбе за “правое дело”.

О столь блестящей карьере – чине генерал-лейтенанта и должности командующего Сибирской армией верховного правителя России Рудольф Гейдль и не мечтал.
Уроженец местечка Котор в Черногории. Скромный чешский фармацевт в 22 го-да был всего лишь санитарным унтер-офицером вступившей в империалистическую бойню Австро-Венгерской империи. В 1915 году Рудольф Гейдль переходит на сто-рону Черногории. Был он в это время прапорщиком или попросту выдал себя за офицера остается на совести будущего флибустьера антикоммунистической борьбы. В 1917 году Гейдль попадает в Россию. На Украине он вступает в созданные там для борьбы против Германо-Австрийского блока  чехословацкие части. Офицеров не хватало – в должностях рос быстро. Рота, батальон, полк. Весной 1918 года советское правительство начало эвакуацию чехословацкого корпуса из России. Нейтралитету “Чехов” Советы не доверяли. Именно поэтому свою дорогу на германский фронт свежесформированные, но отлично вооруженные и прошедшие боевую закалку еще в 1914-1915 годах солдаты и офицеры должны были начать во Владивостоке. Эшелоны, общей численностью до 60 тысяч штыков протянулись от Урала до Тихого океана. Численность чехов в Сибири достигла 30 тысяч. В апреле-мае командир 7-го полка чехословацкого корпуса сближается с эсерами и примыкает к сторонникам Сибирской Областной Думы. Во время мятежа чехословацкого корпуса Гайда Радола сыграл заметную роль в захвате Трансиба. Именно чехи, а не герои “белого дела” смогли свергнуть Советскую власть в Сибири в мае-июне 1918 года. Поражение Советской власти засверкало полковничьим погонами — в сентябре 1918 года Гайда (именно под таким именем его запомнят в Сибири) генерал-майор и командующий 2-й чехословацкой дивизией. В октябре под его началом уже  Екатеринбургский участок фронта. Активные действия Екатеринбургской  группировки войск приводят к установлению Уфимской директории. Советская республика задыхается в кольце фронтов.2
Однако на территориях “освобожденных” от большевизма и не входящих в ненавистную Совдепию полыхает огонь крестьянских и рабочих выступлений. Нужен диктатор. Под руку попадается адмирал Александр Колчак — прославившийся своим личным героизмом морской офицер, знаток минного дела, бывший командующий Черноморским флотом, изгнанный матросами с кораблей в феврале 1917. К тому же Александр  Васильевич имел некоторое отношение к научным исследованиям в то время крайне популярным. Он был одним из молодых последователей  Георгия Седова и барона Толя, русских полярных исследователей, стоящих в одном ряду с Фритьофом Нансеном, Руалем Амундсеном, Робертом  Скоттом. 18 ноября власть Временного Сибирского правительства была свергнута. Известный широким кругам мировой общественности Колчак становится “Верховным правителем России”.
Запись опубликована в рубрике История в биографиях. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *