Одной из наиболее интересных форм деятельности властных структур среди населения являются территориальные общественные самоуправления. Их возникновение в нашем регионе относится к 1995 году, когда в рамках противостояния администрации Омской области и мэрии г. Омска (персонифицировано Л. Полежаева и В. Рощупкина), руководством города были созданы КТОСы (комитеты территориального общественного самоуправления), а руководство области начало создание СТК (семейно-территориальных комитетов).
Финансирование деятельности первых велось за счет бюджетных средств, выделенных на поддержание жилищно-коммунального хозяйства г. Омска и предусмотренных постановлением от 21.11.95 г. № 1294 – П.
Структуры, ориентированные на администрацию Омской области, как следует из запроса депутата ЗСОО А. Алехина, получали средства из областного бюджета, а также, по мнению журналиста А. Грасса от фирм “Фатекс”, “Акция”, “Оша”, представители которых стремились заручиться депутатскими мандатами или расположением властных структур области. В 1999 году они должны были получить 0,5 млн. рублей бюджетных средств по линии комитета по делам семьи, детства и демографической политике. Обоснованием подобного финансирования стал тот факт, что комитеты являлись “семейными”.
В 2000 году после отставки В. Рощупкина и те, и другие образования попадают под контроль административных структур городского руководства, теперь уже лояльного администрации Омской области. Так, в рамках федеральных и областных законов, в Омске была создана система самоуправления. Определимся с терминологией. Не система местного самоуправления, и не система территориального общественного самоуправления. А единая интегрированная система самоуправления населения.